Джон Сильвер и Билли Бонс не всегда были старыми ворчунами из бессмертного романа Роберта Стивенсона «Остров сокровищ». За тридцать лет до описанных в книге событий они начинали пиратскую карьеру под командованием капитана Флинта, планировавшего реквизировать испанское сокровище, впоследствии сокрытое на том самом острове.
Сериал «Черные паруса» — это приквел к «Острову сокровищ», вольное упражнение авторов в жанре «О чем умолчал Стивенсон». Джон Сильвер промышляет аферами разного масштаба, в частности, притворяется коком, совершенно не умея готовить. Билли Бонс испытывает на прочность пиратскую субординацию, выступая в роли отца команды, до которой амбициозному капитану нет дела. Сам Флинт обременен почти семейными отношениями с одной суровой вдовой, а его авторитет среди пиратов и коллег-капитанов держится только на обещании прекрасного далеко.
Придумав план захвата испанского галеона «Урка де Лима», Флинт запускает цепную реакцию событий, которые затронут всех обитателей «пиратской республики» на острове Нью-Провиденс: от уже упомянутого псевдокока Сильвера до самопровозглашенной пиратской принцессы Элеоноры Гатри. Мисс Гатри, кстати, можно считать настоящим героем «Черных парусов»: пока харизматичные мужчины избивают друг друга и проводят большую часть экранного времени в борделях, эта Ангела Меркель Карибского моря решает вопросы, управляет небольшой контрабандистской империей и вообще выглядит самым живым персонажем всей истории.
Этот трюк — превращение маскулинного пиратского сюжета в экзальтированный женский роман — создателям «Черных парусов» удается на славу. Обещая зрителям, воспитанным на книгах Дефо, Верна и того же Стивенсона, ностальгический экскурс по волнам памяти, сериал оказался едва ли не экранизацией романов о приключениях Анжелики. Впрочем, экранизация эта настолько задорно снята, что оторваться невозможно. Традиционных для пиратских фильмов аттракционов вроде морского боя, абордажа и хождения по рее здесь почти нет — большую часть времени герои проводят на суше, увлеченные интригами, взаимным предательством и сексом с разной степенью отсутствия согласия. В море команда капитана Флинта выходит ближе к финалу первого сезона и тут уж ответственная за насилие часть сценарного коллектива отыгралась по полной. Ключевой сценой в эпизоде с абордажем стало буквальное перегрызание горла незадачливого пирата корабельным бухгалтером. Вероятно, это можно считать скрытым посланием всем хулиганам от голливудских «ботаников»: не шутите с очкариками!
Но акцент авторы «Черных парусов» все же делают не на морских сражениях и даже не на планировании захвата испанского галеона. Основное блюдо — судьба четырех сильных женщин в сложных обстоятельствах. Скупщица краденного, управляющая жизнью нетрезвой пиратской армады. Вдова-отшельница с большими видами на капитана Флинта. Запутавшаяся проститутка на пути к респектабельной карьере хозяйки борделя. Наконец, лихая пиратка в неизменной шляпе, единственная женщина в экипаже всех кораблей в бухте Нью-Провиденс.
Отношения героинь друг с другом и с окружающими мужчинами становятся важнейшей частью сюжета «Парусов», выделяя его на фоне многочисленных представителей жанра. Интересно, что всего за десятилетие кинематографический мир пиратов превратился из типично мужского — через женоподобного Джека Воробья — в исключительно женскую вотчину. Наблюдать за такой гендерной игрой крайне любопытно, и выглядит она, в общем, убедительно. Действительно, что может быть интересного в жизнеописании пиратов-мужчин? Потные тела, алкоголь, холодное оружие и секс — в 2014 году этим набором телезрителя уже не соблазнить. Чтобы собрать рейтинги и получить упоминания в твиттере и фейсбуке, нужны политические интриги и бытовая драма в духе «Карточного домика». И тут на сцену выходят сильные женские персонажи. Они тоже в избытке украшают экран потными телами, алкоголем, оружием и сексом, но к этому добавляется искомый драматизм.
В результате получаем пиратский сериал с пиратами на периферии. Жанр перевернут с ног на голову, постмодернизм торжествует, готовьтесь ко второму сезону.
Рецензия написана специально для журнала «Дилетант».