BBC продолжает наступление в необъявленной войне с американскими каналами и выпустила сериал «Мушкетеры», показав, что на поле исторических постановок конкурировать с ней не стоит.
Вероятно, самая экранизируемая часть мировой культуры (первые фильмы по ней были сняты больше ста лет назад), история Александра Дюма о приключениях королевских мушкетеров, гвардейцев кардинала и отчаянного гасконца Д’Артаньяна в очередной раз вдохновила телепродюсеров. Кстати, экранизации Дюма в последнее время идут кучно: пару лет назад вышла новая голливудская версия, в прошлом году Сергей Жигунов представил свою фантазию на тему, теперь вот мы следим за попыткой BBC стряхнуть пыль со старых страниц.
Съемки сериала проходили в Чехии, давно ставшей Меккой для кинематографистов. Там же, к слову, снимались и «Три мушкетера» Жигунова, так что российский зритель может сравнить подходы британских и российских специалистов к натурным съемкам.
Вообще, декорации и костюмы — первое, на что обращаешь внимание, начав смотреть «Мушкетеров». В памяти, конечно, возникают сцены из классической советской экранизации, театральность которой сразу становится понятна. Яркие костюмы, ухоженные львовские улицы и почти тридцатилетний Боярский в роли подростка Д’Артаньяна — всему этому на современном телевидении места не нашлось.
Следуя реалистическому телевизионному канону, создатели «Мушкетеров» изображают Париж 1630 года местом грязным, липким и хмельным. В этом мире почти всегда пасмурно, дороги разбиты, а коммунальные службы работают из рук вон плохо — прямо как будто действие происходит в средней полосе России несколько веков спустя.
Возраст актеров более соответствует возрасту их персонажей, нежели это было в советском фильме. Так Д’Артаньяна играет малоизвестный 23-летний актер Луке Паскилано, самой заметной работой которого была, пожалуй, роль слуги в семи сериях «Борджиа». Историческому Д’Артаньяну — да-да, это реальный человек, а не выдумка Дюма — во время действия сериала должно было быть около 19 лет. Интересно, что роль Портоса исполнил темнокожий актер, что, видимо, можно считать оммажем происхождению Александра Дюма, чья бабушка была чернокожей рабыней с Гаити.
Самая удачная находка продюсеров сериала — это, безусловно, гениальный Питер Капальди в роли кардинала Ришелье. Он известен прежде всего по политическому сериалу «Гуща событий» (The Thick of It), в котором блестяще исполнил роль циничного правительственного пиарщика. И в «Мушкетерах» у Капальди почти такая же партия. Это не надменный и слегка жеманный кардинал из советской экранизации, а настоящий бульдог, полностью контролирующий и короля, и Францию. К сожалению, во втором сезоне мы его, видимо, потеряем: Капальди станет следующим Доктором в культовом сериале Doctor Who, что, с одной стороны, превратит его в мировую знаменитость, а с другой, почти наверняка лишит актера возможности участвовать в иных проектах. Так что создателям «Мушкетеров», скорее всего, кардинала придется убить.
Будем откровенны, мало кто смотрит исторические и псевдоисторические фильмы и сериалы только ради актеров, декораций и костюмов. «Что там с сюжетом?» — спросит нетерпеливый читатель. А с сюжетом авторы «Мушкетеров» провернули особый трюк: оставив классических персонажей и основную конструкцию истории, они выкинули из него все остальное.
Фактически, новые «Мушкетеры» — это процедурная драма в духе многочисленных сериалов про полицейских, адвокатов или врачей. В каждой серии герои сталкиваются с преступлением и расследуют его. Политические интриги и сцены с фехтованием (фирменный знак всех «мушкетерских» постановок!) отходят тут на второй план, уступая место ответам вроде «убийцей был дворецкий». То есть, мушкетеры во вселенной BBC стали детективами в плащах и со шпагами, которые идут по следу преступников. В процессе сериал не стесняется пародировать жанр, на территорию которого вторгся — чего стоит, например, сцена судебно-медицинской экспертизы (а на дворе, напомним, 1630 год).
Такой подход превращает избитую, казалось бы, тему в захватывающий аттракцион и хороший способ убить время до выхода нового сезона «Игры престолов».
Рецензия написана специально для журнала «Дилетант«.